Вокзалы – очень своеобразный тип общественного здания. Вокзалы могут быть железнодорожными, автобусными, речными, морскими, воздушными, могут быть большими транспортными терминалами и маленькими зданиями на небольших станциях. Каким бы ни был вокзал, он всегда остается воротами города, посёлка, села. Это лицо населенного пункта, первое впечатление о нем пассажира. Железные дороги и вокзалы в значительной степени влияют на развитие населенных пунктов, своим присутствием вносят изменения в их структуру, развитие и рост.

Вокзалы обычно имеют служебные и пассажирские помещения, билетные кассы, залы ожидания, камеры хранения, комнаты отдыха и общественные туалеты, магазины и пункты питания. Структура и архитектурный облик вокзалов в зависимости от их назначения, стратегического значения, с течением времени и из-за технического прогресса претерпевают значительные изменения.

Центральный государственный научно-технический архив Украины хранит научно-техническую документацию – результат инновационной проектной, научно-исследовательской, технологической, конструкторской деятельности. Проекты вокзалов, кроме культурного значения, имеют и стратегическое, поэтому попадают на постоянное хранение в Национальный архивный фонд.

На выставке представлена документация по проектированию 7 вокзалов, хранящаяся в ЦГНТА Украины:

1) железнодорожный вокзал в г. Киев (Ф. Р-47);

2) железнодорожный вокзал на станции Кишинев (Молдова) (К. 1-343);

3) железнодорожный вокзал в г. Челябинск (РФ) (К. 1-345);

4) железнодорожный вокзал на станции Одесса (К. 1-344);

5) пассажирский речной вокзал в г. Киев (К. 1-9);

6) морской вокзал в г. Одесса (К. 1-44, к. 1-117);

7) аэровокзал в г. Киев (Борисполь) (К. 1-90).

В экспозицию вошли архивные документы из 4 фондов:

Р-6 Главное управление проектных работ по жилищно-гражданскому и коммунальному строительству «Киевпроект» УКС (Управление капитального строительства) Горисполкома, г. Киев;

Р-46 «ЧерноморНИИпроект» – филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «СоюзморНИИпроект» Министерства морского флота СССР, г. Одесса;

Р-47 фонд личного происхождения академика архитектуры Бекетова Алексея Николаевича;

Р-195 Государственный проектно-изыскательский институт «Киевгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, г. Киев.

Выставочная экспозиция разделена на 3 раздела:

  1. Проекты железнодорожных вокзалов.
  2. Проекты водных вокзалов.
  3. Проекты аэровокзалов.

 

Первый раздел посвящен документам проектов четырех железнодорожных вокзалов:

1) Железнодорожный вокзал в г. Киев, ул. Вокзальная № 1.

Первое здание киевского железнодорожного вокзала было построено в 1870 г. по проекту И. Вишневского. В начале ХХ в. начата разработка нового вокзала, так как старый уже не отвечал требованиям времени. В 1913 г. на конкурсной основе В. А. Щуко разработал проект нового вокзала. Из-за Первой мировой войны проект не был реализован. В конце 1920-х годов Правление Юго-Западной железной дороги объявило новый конкурс, победителями которого стали А. М. Вербицкий и П. Ф. Алешин. Их проект вокзала был реализован в 1927–1932 гг. Во время Второй мировой войны сооружения вокзала были частично разрушены. Их восстановление и реконструкция производились архитектором Г. Ф. Домашенко в 1945–1949 гг.

На выставке представлены документы к эскизному проекту Киевского вокзала под девизом «Sforzo» для конкурса 1927 г., принадлежавшие академику архитектуры А. Н. Бекетову.

2) Железнодорожный вокзал в г. Кишинев (Молдова), Вокзальная аллея № 1 – главная железнодорожная станция столицы Молдовы, одна из крупнейших в стране.

Первое капитальное здание железнодорожного вокзала в г. Кишинев построено в конце 1870-х годов по проекту архитектора Г. П. Лонского. Во время Второй мировой войны здание было полностью уничтожено. Его восстановление проводилось в 1948 г. по проекту Л. М. Чуприна, консультировал проектирование академик архитектуры А. В. Щусев. В экспозицию вошли документы рабочего проекта восстановления вокзала первой очереди 1947 г.

3) Железнодорожный вокзал в г. Одесса, пл. Привокзальная № 2.

Одесский железнодорожный вокзал – главный железнодорожный вокзал станции Одесса-Главная, является памятником архитектуры.

Первое капитальное здание железнодорожного вокзала в г. Одесса построено в 1884 г. по проекту архитектора В. А. Шрётера. Во время Второй мировой войны здание было полностью уничтожено. Его восстановление проводилась в 1950–1952 г. по проекту Л. М. Чуприна.

В выставке представлена пояснительная записка к проектному заданию восстановления здания железнодорожного вокзала.

4) Железнодорожный вокзал в г. Челябинск (РФ), пл. Привокзальная № 1.

Челябинск-Главный – узловая железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, обслуживает как пассажирские, так и грузовые перевозки. Здание вокзала в г. Челябинск построено в 1965 г. по проекту Л. М. Чуприна.

  На выставке представлены документы из проектного задания вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги, генеральный план железнодорожного вокзала 1965 г.

Во второй раздел вошли два проекта водных вокзалов:

1) Речной вокзал в г. Киев, ул. Почтовая № 3 – находится в главном речном порту Киева. Вокзал построен в 1957–1961 гг. по проекту Государственного института по проектированию Киевпроект. Авторы проекта В. И. Гопкало, В. Е. Ладный, С. И. Лапоногов, Г. М. Слуцкий. Со стороны Днепра здание имеет четыре этажа, со стороны площади – два этажа. В выставку вошли документы из проектного задания, архитектурного оформления вокзала.

2) Морской вокзал в г. Одесса, пл. Приморская № 6.

Одесский морской порт – один из крупнейших портов Украины и пассажирский терминал в Европе. Пассажирский морской вокзал в г. Одесса построен в 1968 г. по проекту Одесского филиала государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта СоюзморНДИпроект ЧерноморНИИпроект. Авторы проекта архитекторы И. Н. Альтер, В. К. Головин, В. П. Кремляков, инженер А. Ю. Шайкис. На выставке представлены варианты фасада со стороны города и моря, очень интересными для исследователей являются фотографии строительства вокзала 1967 г.

Третий раздел посвящен документам международного аэровокзала Борисполь – крупнейшего аэропорта Украины. Аэровокзал Борисполь построен в 1965 г. по проекту Государственного института по проектированию Киевпроект. Авторы проекта архитекторы А. В. Добровольский, А. И. Малиновский, инженеры Л. Г. Дмитриев, М. Н. Панич. Проект получил дипломы Госстроя УССР и Союза архитекторов СССР, авторы проекта награждены Грамотами Президиума ВС УССР. Экспонируются чертежи фасада со стороны летного поля, генеральный план Киевского аэровокзала 1959 г., элементы отделки аэропорта (часы на фасаде).

Научный сотрудник отдела использования 

информации ЦГНТА Украины

Голубкина А. С. 

  Раздел 1. Проекты железнодорожных вокзалов

1.1. Участок, отведенный под строительство вокзала в г. Киев. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 153. Л. 2)

1.2. Участок, отведенный под строительство вокзала в г. Киев. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 153. Л. 3)

1.3. Участок, отведенный под строительство вокзала в г. Киев. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 153. Л. 7)

1.4. Пояснительная записка к проекту Киевского вокзала под девизом «SFORZO». 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 154. Л. 4)

1.5. Продолжение.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 154. Л. 4 об.)

1.6. Общий план размещения нового пассажирского здания и привокзальной площади. К проекту развития станции Киев I-Пассажирский. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 156. Л. 1)

1.7. Эскиз вокзала на станции Киев I-Пассажирский. 1-й этаж. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр.157. Л. 1)

1.8. Эскиз вокзала на станции Киев I-Пассажирский. Продольный разрез. 1927 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-47. Оп. 1. Ед. хр. 157. Л. 4)

1.9. Разрез I-І. [Из техно-рабочего проекта восстановления вокзала ст. Кишинев 1-й очереди строительства]. 1945 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-343. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 1)

1.10. Разрез ІІ-ІІ. [Из техно-рабочего проекта восстановления вокзала ст. Кишинев 1-й очереди строительства]. 1945 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-343. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1)

1.11. Фасад со стороны перрона. [Из техно-рабочего проекта восстановления вокзала ст. Кишинев Кишиневской железной дороги]. 1945 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-343. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1)

1.12. Пояснительная записка к техническому проекту восстановления вокзала на станции Кишинев Кишиневской железной дороги (строительство второго этапа). 1947 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-343. Оп. 1. Ед. хр. 9. Обложка)

 

1.13. Проектное задание на восстановление вокзала на ст. Одесса-Главная Одесской железной дороги. Пояснительная записка. 1949 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-344. Оп. 1. Ед. хр. 1. Обложка)

 

1.14. Проектное задание на восстановление вокзала на ст. Одесса-Главная Одесской железной дороги. Пояснительная записка. 1949 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-344. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 3)

 

1.15. Проектное задание вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги. Пояснительная записка. 1960 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-345. Оп. 1. Ед. хр. 1. Обложка)

 

1.16. Фасад вокзала со стороны города [Из проектного задания вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги. Пояснительная записка]. 1960 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-345. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 4)

 

1.17. Кассовый зал ст. Челябинск. [Из проектного задания вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги. Пояснительная записка]. 1960 г.

 (ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-345. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 4)

1.18. Пригородные кассы. [Из проектного задания вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги. Пояснительная записка]. 1960 г.

 (ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-345. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 6)

 

1.19. Генплан. [Из проектного задания вокзала на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги]. 1960 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-195. К. 1-345. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 1)

  Раздел 2. Проекты водных вокзалов

2.1. Речной вокзал в г. Киеве. Фасад со стороны реки Днепр. [Из проектного задания речного вокзала в г. Киеве]. 1952 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-9. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 52)

2.2. Развертка застройки со стороны р. Днепр. [Из проектного задания речного вокзала в г. Киеве]. 1952 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-9. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 2)

2.3. Фасад со стороны Почтовой площади. [Из проектного задания речного вокзала в г. Киеве]. 1952 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-9. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 5)

2.4. К проектному заданию речного вокзала в г. Киеве. Подпорные стены, лестницы к причалу и озеленение. Архитектурное оформление. 1952 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-9. Оп. 1. Ед. хр. 3. Обложка)

2.5. Архитектурное оформление подпорной стены и лестницы к причалу со стороны Набережного шоссе. [К проектному заданию речного вокзала в г. Киеве. Подпорные стены, лестницы к причалу и озеленение. Архитектурное оформление]. 1952 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-9. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 4)

2.6. Морской вокзал – пассажирский район (вариант №1). Фасад со стороны моря. 1958 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-46. К. 1-44. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 6)

2.7. Морской вокзал. Корректировка проектного задания согласно приказу Госстроя УССР. Фасад со стороны города. 1962 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-46. К. 1-44. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 10)

2.8. Морской вокзал. Корректировка проектного задания согласно приказу Госстроя УССР. Фасад со стороны моря. 1962 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-46. К. 1-44. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 11)

2.9. Макет здания морского вокзала. [Из альбома фотографий Одесского порта (строительство морского вокзала)]. 1967 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-46. К. 1-117. Оп. 1. Ед. хр. 101. Л. 3

2.10. Одесса-порт. Морской вокзал. Начало строительства. [Из альбома фотографий Одесского порта (строительство морского вокзала)]. 1967 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-46. К. 1-117. Оп. 1. Ед. хр. 101. Л. 7)

 

Раздел 3. Проекты аэровокзалов

3.1. Генеральный план Киевского аэровокзала (Борисполь). 1959 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-90. Оп. 8. Ед. хр. 1. Л. 1)

3.2. Фасад со стороны летного поля Киевского аэровокзала (Борисполь). 1959 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-90. Оп. 8. Ед. хр. 3. Л. 1)

3.3. Часы на фасаде со стороны летного поля Киевского аэровокзала (Борисполь). 1961 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-6. К. 1-90. Оп. 8. Ед. хр. 766. Л. 1)

Центральный государственный научно-технический архив Украины
Copyright © 2017